Онлайн-касса: переходить нельзя остаться
Два года назад произошли изменения в законе о контрольно-кассовой технике.
Теперь онлайн-кассы передают чеки в налоговую через Интернет Разговор о перспективах развития предпринимательства в Татарстане при переходе на онлайн-кассы прошел 19 июня.
В работе круглого стола, организованного информагентством «РБК-Татарстан», приняли участие все заинтересованные стороны: представители бизнеса, контролирующих органов, эксперты внедренческих организаций.
– С февраля мы перешли на контрольно-кассовую технику (ККТ), которая работает в онлайн-режиме и передает сведения о произведенных расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговой службы, - отметил начальник контрольного отдела Федеральной налоговой службы Татарстана Андрей Алешин. – Ранее действующий порядок подразумевал постоянный контроль, и в этом случае информацию мы получали только после проведения контрольных мероприятий.
По его словам, в четырех регионах страны – Татарстане, Москве, Московской области и Калуге – проведен эксперимент, во время которого опробовали новую систему передачи данных в адрес налоговой службы. В республике в нем приняли участие около двухсот налогоплательщиков (две тыс. кассовых аппаратов). – Подключив онлайн-кассу, предприниматель получает серьезный инструмент контроля своего бизнеса, – отметил представитель ФНС РТ. – Он сможет отслеживать работу через личный кабинет в любое время и в любой точке. Кроме того, сейчас внедряется новая система маркировки товара, что также должно положительно повлиять на работу бизнесменов. Как заметил Андрей Алешин, на сегодня работает порядка 48 тыс. кассовых аппаратов, это примерно на 40% больше того количества, которое использовалось ранее: - На первом этапе, завершившемся 1 июля 2017 года, на применение новой контрольно-кассовой техники перешли налогоплательщики, которые и до этого должны были применять ККТ. Это большие супермаркеты.
А 1 июля 2018 года на применение ККТ должны перейти организации и индивидуальные предприниматели – плательщики Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системы, занимающиеся розничной продажей и оказывающие услуги общественного питания, а также владельцы вендингового бизнеса, если у них есть наемная рабочая сила. Все остальные категории должны будут перейти на применение онлайн-касс с 1 июля 2019 года. При этом начальник контрольного отдела ФНС РТ отметил, что на применение новой ККТ перешли примерно 40% из тех, кто должен был это сделать: - Остальные, я так понимаю, откладывают все до последнего момента, но мы их с нетерпением ждем, - пригласил Андрей Алешин. - На сегодня контроль настроен на отработку жалоб, которые к нам поступают. Основная же наша задача – помочь предпринимателям в освоении новой техники.
Кроме того, представитель налоговой службы подчеркнул, что в законе есть возможность избежать административной ответственности: - Для этого, самостоятельно выявив нарушение, предприниматели могут его исправить и известить об этом налоговую службу, приложив документ о принятии всех мер. Таким образом, административная ответственность для них не наступает. О том, что тема внедрения онлайн-касс уже больше года не дает покоя предпринимателям в Татарстане и в целом по стране, отметил и Тимур Нагуманов, уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей. - Нам очень много говорили обо всех преимуществах внедрения данной системы, но я вам честно скажу – пока ни одного предпринимателя не встречал, который бы сказал, что ему онлайн-касса хоть в чем-то помогла, – заявил Нагуманов.
– Крупный бизнес свою систему учета давно выстроил и контролирует абсолютно все трансакции – это внутренняя задача крупного бизнеса. А если возьмем мелкорозничную сеть или даже мелкие торговые точки, там учет налажен в том формате, который им необходим – либо в голове, либо в тетради. Им не надо строить какие-то сложные системы управления, которые позволяли бы учитывать каждую номенклатуру товарной единицы. Им это просто не нужно. Конечно, система и там уже внедряется, но еще раз повторю, что ни одного бизнесмена, который бы сказал, что новая система ему хоть чем-то помогла, мы пока не видим. Тимур Нагуманов напомнил о том, что год назад внедрение новой системы проходило достаточно ажиотажно: - Были очень большие проблемы с наличием контрольно-кассовой техники по доступным ценам. Были проблемы по налаживанию сети Интернет для предпринимателей, были вопросы по наличию фискальных накопителей, – признался уполномоченный при президенте РТ. – Был даже создан специальный штаб совместно с налоговой для того, чтобы оперативно реагировать на все сложности внедрения.
Тем не менее, внедрение прошло, и со всеми плюсами и минусами люди свыклись. Новая волна внедрения, по словам Нагуманова, проходит мягче: «Не слышны нарекания по поводу наличия контрольно-кассовой техники, да и компании, которые занимаются внедрением, предлагают более эффективные решения». – В Татарстане этот вопрос обсуждался очень активно в прошлом году. На четвертом расширенном заседании Совета по предпринимательству при президенте Республики Татарстан мы приняли очень важное решение - постановление Совета министров Татарстана, которое разрешает в течение трех лет не применять онлайн-кассы в населенных пунктах с численностью менее тысячи человек. Исключение составляют продажи акцизных товаров, то есть алкоголя и табачных изделий, – рассказал Тимур Нагуманов. В свою очередь замминистра промышленности и торговли РТ Герман Лернер отметил, что в 2017 году закончен первый этап перевода на новый порядок применения ККТ: – По данным УФНС, с 1 июля текущего года еще около 13 тыс. налогоплательщиков должны перейти на применение онлайн-касс. Из плюсов перехода можно отметить, что этот процесс полностью автоматизирован, и, например, в случае возникновения непредвиденной потери данных, есть функция восстановления информации. Кроме того, внедрение онлайн-касс позволило сократить количество налоговых проверок. Среди сложностей перехода на первом этапе замминистра отметил сжатые сроки перехода: – Многие предприятия отложили процесс перехода на более поздний срок, чем спровоцировали рост цен на услуги, на контрольно-кассовую технику и фискальные накопители, – подчеркнул Лернер.
– Сейчас среди тех, кто еще не перешел, в основном рынки и представители малого и среднего бизнеса. Хочется также отметить, что есть возможность получить налоговый вычет в размере 18 тыс. рублей за каждую онлайн-кассу. При этом Андрей Алешин подчеркнул, что вычет распространяется не только на стоимость техники, но и на установку прикладных программ, которые необходимы для работы: – Регистрация ККТ предусмотрена дистанционно, через свой личный кабинет, и это совершенно бесплатно. Кроме того, сейчас ККТ, также бесплатно, можно зарегистрировать в любом налоговом органе. Это занимает минут 15-20. На сегодня существуют 122 модели ККТ, 15 моделей фискальных накопителей и 18 организаций-операторов фискальных данных. Также планируется перейти на электронный обмен декларациями. По сути, это будет даже не декларация, а отчетность, которая будет отправляться в электронном режиме, – пояснил Андрей Алешин.
– Например, налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения – доход. Мы видим его выручку по рознице, показываем ему, какой у него объем налогообложения, он соглашается - и считается, что декларация подана. Альберт Мухаметов, эксперт центра технического обслуживания «Статус К», сказал, что в большинстве случаев, а это порядка 90%, стоимость онлайн-кассы не превышает налоговый вычет. – Есть и за 13 тыс. кассы с установкой под ключ. На днях пришли два клиента, которые занимаются одним и тем же видом бизнеса. Один ставит кассу за те самые 13 тысяч, а второй – за полтора миллиона. Плох тот торговец, который не хочет иметь сеть. И при переходе от маленького магазина к широкой сети эти затраты перекрываются автоматизацией. И основной плюс онлайн-касс, как таковых, заключается в видении управленческой отчетности в единый момент времени, – подчеркнул Мухаметов.
Как отметил Марат Гарифуллин, эксперт оператора фискальных данных «Платформа ОФД», среди преимуществ перехода на онлайн-кассы – возможность вести аналитику на протяжении определенного количества лет. Например, «можно увидеть, какие товары приносят большую выручку, либо посмотреть, что продается лучше. Благодаря этим данным предприниматели могут уже редактировать свою матрицу магазина, чтобы повышать выручку». Одними из первых, кто перешел на онлайн-кассы в прошлом году, стали предприятия питания. О том, как это происходило, рассказала Галина Шарафутдинова, исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров РТ: – Старт применения онлайн-касс в нашей отрасли произошел год назад. Я послушала все разговоры о стоимости онлайн-касс и их обслуживания, и могу сказать, что год назад таких цен не было, – призналась исполнительный директор.
– Самая дешевая онлайн-касса тогда стоила 30 тыс. рублей. И был сумасшедший ажиотаж, заявки подавали за полгода. Что касается сложности перехода, Галина Шарафутдинова заметила, что для ее отрасли этот переход дался особенно сложно: – На протяжении двух лет у нас это уже не первые крупные изменения. У нас только внедрили новую систему контроля оборота алкогольной продукции, начался переход на онлайн-кассы. А сейчас уже принят закон о переходе на электронную сертификацию для продукции животного происхождения. И это все однозначно повлияло на финансовое состояние компаний, потому что вложения были существенные, каждый хотел все сделать как положено. И те, кто сегодня переходят на применение онлайн-касс, находятся в более льготных условиях. Кроме того, Галина Шарафутдинова посетовала на то, что только недавно стало известно о компенсации за приобретение кассовой техники.
По вопросам дополнительных затрат Галина Шарафутдинова отметила увеличение расходов на кассовую ленту, которые, по ее словам, выросли в три раза: – Потому что увеличены данные, которые выходят на эту ленту. Чек получается объемный. У нас даже уже есть своя фишка по определению длины чека. Ребята замеряли их, один из самых длинных был 50 см. И эти расходы на ленту также легли на плечи предпринимателей. По вопросу необходимости автоматизации бизнеса Галина Шарафутдинова заявила: – У нас бизнес-процессы автоматизированы уже порядка десяти лет. И онлайн-касса нам не дала никаких дополнительных преимуществ, потому что все программы на продукты для ресторанной отрасли давно разработаны так, чтобы минимизировать все риски. И чтобы автоматизировать новые кассы с нашим программным продуктом мы приобретали именно дорогостоящие кассы.
Сейчас еще эти онлайн-кассы нам необходимо интегрировать на сканеры для штрих-кодов, потому что возникает обязанность сканировать алкоголь при открытии бутылок. Я не знаю, как долго будет работать это оборудование с учетом всех этих интеграций, но надеюсь, что все наладится, и все проблемы будут решены. И еще надеюсь, что эти кассы надолго, и каких-то очередных нововведений в ближайшие годы не последует.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев