Задержание несовершеннолетних, правовые основания и условия
Применение к несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) уголовно-процессуальных мер принуждения имеет свою специфику, наличие которой предопределяется, прежде всего, самим правовым статусом несовершеннолетнего лица, а также совокупностью уголовных и уголовно-процессуальных норм, регламентирующих особенности производства по делам несовершеннолетних и назначения наказания. При задержании и избрании мер пресечения в отношении несовершеннолетних необходимо обращается внимание на...
Применение к несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) уголовно-процессуальных мер принуждения имеет свою специфику, наличие которой предопределяется, прежде всего, самим правовым статусом несовершеннолетнего лица, а также совокупностью уголовных и уголовно-процессуальных норм, регламентирующих особенности производства по делам несовершеннолетних и назначения наказания.
При задержании и избрании мер пресечения в отношении несовершеннолетних необходимо обращается внимание на нижеследующее.
Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.
Задержание осуществляется только по возбужденному уголовному делу.
Несовершеннолетний, подозреваемый в совершении преступления, может быть задержан при наличии следующих установленных законом оснований:
- если он застигнут при совершении преступления;
- если он застигнут непосредственно после совершения преступления;
- если потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на несовершеннолетнем лице, подозреваемом в совершении преступления, или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных оснований подозревать несовершеннолетнего в совершении преступления, он может быть задержан, если:
а) пытался скрыться;
б) не имеет постоянного места жительства;
в) не установлена его личность;
г) если прокурором, а также следователем (дознавателем) с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу (ст.91 УПК РФ).
Принимая во внимание, что в соответствии с ч.1 ст. 91 УПК РФ лицо может быть задержано только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при задержании несовершеннолетнего лица необходимо иметь в виду следующее:
Несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, наказание в виде лишения свободы (в том числе и с применением ст.73 УК РФ) не назначается, если ими совершено преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также всем остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые (ч. 6 ст. 88 УК РФ).
Порядок рассматриваемого уголовно-процессуального задержания закреплен в ст. 92 УПК РФ. Исходя из ее содержания, данный порядок состоит из следующих действий:
1) установления достаточных оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом для задержания несовершеннолетнего;
2) фактического задержания несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления;
3) доставления его в орган дознания, следователю, прокурору;
4) разъяснения доставленному всех прав и обязанностей несовершеннолетнего подозреваемого;
5) личного обыска задерживаемого (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 182 УПК РФ);
6) составления протокола задержания в срок не более трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору и отражения в нем факта разъяснения прав и обязанностей подозреваемого, а также результатов его личного обыска.
После того как протокол задержания в соответствии со ст.ст. 91 и 92 УПК РФ оформлен, задержание несовершеннолетнего лица, подозреваемого в совершении преступления, считается произведенным. Однако закон требует от следователя (дознавателя), который произвел задержание, помимо того:
1) незамедлительно известить родителей, усыновителей, опекунов, попечителей несовершеннолетнего подозреваемого о его задержании;
2) сообщить в течение двенадцати часов с момента фактического задержания прокурору о произведенном задержании в письменной форме;
3) обеспечить участие в уголовном процессе защитника и законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого;
4) допросить подозреваемого с участием защитника, законного представителя по правилам, установленным в ч. 2 ст. 46, ст.ст. 189, 190, 425 УПК РФ, с соблюдением прав, гарантированных ему законом (ст.ст. 46, 49 УПК РФ) не позднее двадцати четырех часов с момента задержания.
Перед допросом подозреваемого дознавателем, следователем, прокурором должно быть вынесено постановление о допуске к участию в уголовном деле законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и разъяснены им права, установленные ст. 426 УПК РФ.
Меры пресечения - это предусмотренные УПК РФ меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому (подозреваемому) органами предварительного расследования или судом при наличии достаточных оснований полагать, что указанное лицо скроется от дознания, следствия или суда, воспрепятствует установлению истины по делу, будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.
При наличии фактических оснований и соблюдении обязательных условий к несовершеннолетнему лицу, подозреваемому (обвиняемому) в совершении преступления, могут быть применены следующие виды мер пресечения:
1) подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ);
2) личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);
3) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) (ст. 105 УПК РФ);
4) залог (ст. 106 УПК РФ);
5) домашний арест (ст. 107 УПК РФ);
6) заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ).
Применение к несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу возможно лишь в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, с обязательным указанием правовых и фактических оснований такого решения. Заключение под стражу применяется по судебному решению.
Административное задержание несовершеннолетних.
В ОВД могут быть доставлены несовершеннолетние:
1. совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность.
2. совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания или совершившие антиобщественные действия.
Также в ОВД могут быть доставлены безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе:
- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, не имеющие места жительства, места пребывания и(или) средств к существованию.
- заблудившиеся и подкинутые.
В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В отношении несовершеннолетних такими мерами являются:
- доставление;
- административное задержание;
- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством;
- медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
- привод.
Доставление, т.е. принудительное сопровождение физического лица в целях составления протокола осуществляется в том случае, если протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления административного правонарушения. Как правило, доставление осуществляется сотрудниками органов внутренних дел в дежурные части территориальных отделов милиции, общественные пункты охраны порядка, помещения подразделений по делам несовершеннолетних, расположенных вне помещений территориальных отделов милиции.
Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица - применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых.
Должностные лица, осуществившие доставление или административное задержание, в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения проводят личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. О личном досмотре, а также досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
В отношении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, может быть проведено медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Статьей 2.3 КоАП РФ установлен возраст - 16 лет, по достижении которого лицо подлежит административной ответственности.
Административный арест лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, не допускается.
Необходимо принять во внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние; совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов, на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев