Родной край
  • Рус Тат Чув
  • Дорога к храму

    В один из благостных дней нынешнего бабьего лета потянуло меня в родную деревню Нижнее Чекурское, что уютненько устроилась под красивейшим смешанным лесом в заветном уголке Присурья ; соскучился по сестрам, и родных могил давненько не посещал…

    Реклама

    Тут и формальный повод был - акция Аллеи России добралась и до нашего дремучего уголка. Слово «дремучий» у многих поколений моих земляков связано, в основном, с его величеством бездорожьем. Почва местности - прекрасный чернозем, как говорится, оглоблю посадишь, телега вырастет. Не земля, чистые дрожжи. Семантика названия района как раз связана со свойствами местной земли. Но за такую благость люди расплачивались небывалым бездорожьим: не то что добраться за двадцать верст до райцентра, в старую часть села - всего-то пару километров - лишь на тракторе или лошади было возможно одолеть в распутицу. После трактора оставалась такая колея, что на ульяновском «козле» не заедешь. Народ по своей природной воспитанности и мягкости нравов всю жизнь стеснялся требовать у власти построить даже подобия дороги: «власть ведь как и народ очень бедная…». Но, как говорится, бедность - не порок, бедность большей частью в головах. На вопрос: «Откуда денежки для асфальтовой магистрали к богом забытому селу?», ответ получил не без тени юмора : «От Бога, через своего раба местного православного священника о.Олега!» Отец Олег. Об этом чудесном лице можно писать романы и моего бедного таланта не хватит для раскрытия всех граней этого самородка. Этот священник превратил захолустную бедную церковь с далеко небогатым приходом в уникальный даже по меркам России в «центр паломничества» верующих (по моим наблюдениям, и неверующих тоже). К о.Олегу, чудесным образом получившему особый дар утешения и реальной помощи страждущим, как выражаются особо продвинутые личности, дар экзорцизма (воздействие на немощных молитвами и отчитками) течет неостановочная река людей. Приезжают отовсюду; судя по автомобильным номерам, - паломники представляют примерно четверть России; но есть и от ближнего зарубежья , даже из Америки. Вот власти, видимо, решили, ну не позориться же в ХХ1 веке перед всем миром! Так что твоими молитвами проложен этот асфальт, отец Олег, так говорит народ! Добрая молва подтверждается реальными делами. Мне посчастливилось в этот приезд попасть еще на другой праздник, затеянный администрацией поселения по случаю презентации новой книги нашего земляка поэта Шаляма Багаутдинова. В местном очаге культуры состоялось ознакомление с его новыми пронзительными, пробирающими до глубины души стихами, посвященными родному краю, его хорошим людям. Подарил он и мне свой сборник стихов с посвящением. Оказывается, он ученик моего отца, его отец Зиханша абый и мой отец - фронтовики, вместе работали в школе и дружили! Он тепло отзывался о моем отце, это было бальзам для души! Вот знаком с детства с кем-то, считаешь, что знаешь их досконально, и даже не подозреваешь о даре Божьем, что скрывается в них до поры до времени. Для меня приятным открытием стал проявившийся уже на пенсии талант одноклассницы Рузании Мубиновой (в девичестве Бадамшиной), которая изумила нас своей мелодичной поэмой о сельской медицине. Поверьте мне как врачу: медицине редко кто пишет с таким вдохновением. А ведь Рузания свою жизнь посвятила охране здоровья односельчан, поэтому знает предмет изнутри. Сколько талантов открылось у моих земляков! На сцене прозвучали песни о нашей деревне по словам поэта-песенника, члена Союза писателей Азата Вахита, которые исполняла Зульфия Хуснетдинова, а мой друг детства Шамиль Мубинов является автором мелодий. Этими талантами заинтересовалось даже телевидение в Казани. На волне вдохновения от этих замечательных событий, захотелось поделиться давнишними мыслями о дальнейшем процветании своей малой родины, или хотя бы противостоянии ударам судьбы (только одной судьбы ли?), преследующей моих земляков. Действительно, когда колхоз имени полководца Фрунзе приказал долго жить, в поселении практически не осталось организации способной эффективно поддерживать самого села. Как и в остальной России, люди стали уезжать, кто-то приспособился работать на стороне вахтово, шабашничать. Если только на нашей улице раньше насчитывалось до полусотни личных хозяйств, то сейчас наберется едва десяток... Положение унылое, удручающее...Наша деревня пуповиной связана с лесом. Лес всегда помогал людям. Мы любим и уважаем лес. Но, думаю, его богатством толком не умеем пользоваться! Поселение со всех сторон граничат с большими лесными массивами соседних регионов, которые богаты дичью, зверьем. Для лося, медведя, кабана пара десятков верст - не расстояние, и эти хозяева леса запросто ходят к нам в гости из национального парка"Чываш вырмане"или из присурских лесов. Они же по своей сути вечные бродяги. Кстати, с транзитными топтыгинами постоянно встречается в наших лесах сотрудник лесного детского оздоровительного лагеря Фиркать Хуснетдинов, умелый и умный охотни нашей деревни, который по долгу службы постоянно пребывает в лесу. Сам бог велел организовать здесь охотхозяйство. Можно заниматься дичеразведением. Природная ремизность, отсутствие промышленных и сельскохозяйственных загрязняющих факторов, антропогенного прессинга, рациональное охотхозяйствование, разумная биотехния, наличие достаточной кормовой базы ( наш лес очень богат этим) для дичи - вот основные составляющие для успешной охоты. Присурский лесной массив (Кувай) с запада, Маклаушский - с юга будут источниками, подпитывающими наши леса дичью. Главное - относительная их близость к автотрассам. Насчет водоемов. Через нашу деревню протекает р. Мемяш, впадающая в р. Б.Якла. Подпитывают реку многочисленные родники. Наши деды на реке делали мельничные запруды, и мы, детвора, ходили туда купаться. Но они являлись источниками водоснабжения для пожаротушения, были также мощным оздоровительным фактором. Сейчас есть возможность на основе новых технологий легко и надежно, раз и навсегда запруживать реку, где можно будет разводить прудовую рыбу, наладить рыболовство, в т.ч. и коммерческое, организовать отдых людей на воде. Дело, по опыту умных людей, прибыльнейшее! Сейчас существует только один небольшой частный пруд, устроенный Анатолием Матюшиным на окраине старой части села. Насчет родников. Все они изучены и обследованы на предмет безопасного водопользования специалистами КФУ(КГУ), обустроены каптажами и павильонами и «часовеньками», потому большой респект главе нашего поселения. Особо хочу сказать об одном источнике. Довольно мощным дебитом обладает родник, бьющий в детском оздоровительном лагере. День и ночь, годами и веками изливается чистейшая питьевая вода мимо нас по рельефу. Почему бы не воспользоваться этим божьим даром? Бутилировать и реализовать! Можно, говорят, озолотиться. Что мешает людям стать миллионером?На территории нашего поселения есть месторождение цеолита, ценнейшего минерального сырья. Геологи назвали его «шатрашанитом». Почему то до сих пор месторождение не разрабатывается, а цеолит нерационально используется как грунт для подсыпки ям и колдобин на улицах окрестных сел.! Но ведь цеолиту есть более достойное применение! Он превосходный адсорбент и минеральная добавка к кормам для животных и еще с многими другими полезными свойствами ископаемое. Если открыть производство, появились бы рабочие места и налоги в местный бюджет. Я Америку этим самым не открываю. Это всем известно. С большим удовлетворением узнал, что образованы две особо охраняемые природные территории (ООПТ), где расположены памятники природы «Шарылдавык» и «Мордовский овраг». Можно было бы создать и еще одну - на урочище "Утар тау асты". У нас, мишар, это место называлось еще " 15 нче май урыны (дата по старому стилю)". Народ ежегодно 28 мая с огромной радостью маевничал после весенних полевых работ, ( ранее сабантуйу нас в селе не проводился), Наши предки отмечали «Праздник 15-го мая» еще при царе-горохе. Помнится, приезжали гости не только из соседних деревень, но и из Ульяновска и Казани. Работали выездные лавки на конных повозках, люди пели и плясали, общались - знакомились, молодежь мерялась молодецкой удалью. Бойко шла торговля, люди угощались, чаевничали- благо рядом находился с изумительно вкусной водой родник. Это красивейшее место с уникальной чашеобразной лесной поляной да растущими там прекрасным огромным ковром цветка-купальницы наши деды выбрали ведь не случайно - там даже климат уникальный! Здесь нет также опасности возникновения лесных пожаров из - за повышенной влажности, т.к.место низинное. Купальницы (по нашему, «Кукы тукмагы») расцветали в аккурат к 15 мая шикарными яркооранжево- желтыми бутонами! Вот как описывает их видный представитель деревенской прозы, большой знаток родной природы, писатель - натуралист Владимир Солоухин. «…Когда выйдешь на поляну с цветущими купальницами и посмотришь на них еще издали, то прямых и высоких стеблей не видно, они сливаются с общей зеленью. Кажется тогда, что купальницы висят в воздухе. И кажется еще, что если бы сделалось темно, то эти цветы все равно было бы видно - настолько ярки...». Так вот, мы, несмышленыши, собирали их охапками, на перегонки, кто кого переплюнет, чтобы подарить букеты матерям, сестрам, девчонкам. Но кто знал, что они редкие и исчезающие растения, что впору их в Красную книгу? Хоть и запоздало, каюсь, что рвал их бзжалостно и бездумно… Сейчас вот думаю, как можно возродить эту красоту…В прошлом году с огорчением узнал, что поляну давно уже распахали и посадили рощу осин. Тогда я только возмущался, сейчас раз уж взялся за перо... Разве это дело, когда к природе относятся так безмозгло, даже преступно! Как будто нет других мест для посадки неприхотливых осин? Это что за горе-лесник, который не только не знает свой предмет, выкорчевывает корни исчезающих растений, но и плюет на людскую историческую память, топчет народные традиции. Это не только головотяпство, дремучая профессиональная неграмотность, а то и классическое преступление! Так думают люди. Здесь есть информация к размышлениям и вопросы лесному и природоохранному ведомствам. Такая вот печальная ностальгия получается...Конечно же, сейчас нашли другое место для проведения народных гуляний, там и начали проводить новомодные сабантуи. Но разве можно сравнить прежнее роскошное место с родником с нынешним с его колодезным ( «Колодец дяди Ивана») водоснабжением и на расположенным у обочины автодороги полем? Наверное, надо более настойчиво искать инвестиции, кредиторовв, погромче стучаться во властные структуры, искать и находить спонсоров. Как нигде в нашем районе, здешние места привлекательны инвесторам, экологически чисты, потенциально богаты природными ресурсами, есть все - леса, воды, минералы, есть талантливые люди. Еще нам повезло с главой поселения Азатом Садыковым, только благодаря этому толковому руководителю многое держится в селе (это искренняя оценка людей), я с удовольствием присоединяюсь к ним!

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: