В день Пасхи дрожжановские дети собирают яйца и сладости
В кряшенских деревнях первого вошедшего ребенка обязательно сажали на подушку
У православных особая роль на праздник Пасхи отводилась яйцам, они считались символом солнца, жизни, плодородия и здоровья. Поэтому главным блюдом в этот день, кроме кулича и сырной пасхи, на праздничном столе были крашеные яйца. Их укладывали на блюдо, и эта яркая, пестрая красота вызывала радость у домочадцев.
У татар же ранней весной был тоже праздник сбора яиц. Конкретный день указывали старики-аксакалы и в этот день дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими словами они выражали хозяевам благопожелания и требовали угощения! Жителей же села о таком дне предупреждали заранее и хозяйки с вечера красили яйца - чаще всего в отваре луковой шелухи. Яйца получались разноцветными - от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев - различных оттенков зелёного цвета.
В кряшенских деревнях первого вошедшего ребенка обязательно сажали на подушку, положенную на скамейку либо прямо на порог, приговаривая: «...пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур, цыплят - «аягың җинел булсын, тавык-чебеш күп булсын». Ему давали яиц и угощений больше, чем остальным детям.
Это поверье было еще более массовым у татар-мишарей. Считалось, если в этот день в дом первым войдет человек с «легкой ногой», то скотина будет хорошо плодиться, в доме будет благополучие, согласие - тынычлык. Заходящий первым заносил с собой щепки, разбрасывал их по полу, чтобы «двор не был пустым», т.е. было бы много живности.
Сейчас, конечно, мало кто помнит об этих праздниках, лишь у кого есть бабушки и дедушки могут услышать от них как праздновали в старину. Ну а детям интересно, и они каждый год дружно выходят на улицу.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев