Что такое медиация?
Что такое медиация? Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов.
Медиация представляет собой процесс урегулирования спора, в котором медиатор-посредник содействует принятию участниками наиболее выгодного, реалистичного и удовлетворяющего интересам обеих сторон соглашения, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.
Процедура медиации может быть применена при возникновении спора до обращения в суд, а также после начала судебного разбирательства, в том числе по предложению судьи.
Сфера применения медиации затрагивает:
- дела о защите прав потребителей;
- споры и конфликты жилищного характера (о нечинении препятствий в пользовании жилым помещением; о нечинении препятствий в проживании и пользовании жилым помещением; о признании утратившим право пользования жилым помещением; о реальном разделе жилого дома);
- споры, возникающие из семейных отношений (об определении места жительства ребенка и порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; об изменении порядка общения с ребенком; о взыскании алиментов в твердой денежной сумме на содержание несовершеннолетнего ребенка; о лишении родительских прав, о разделе имущества, нажитого в период брака);
- земельные споры (споры об установлении границ между смежными землепользователями, об устранении препятствий в пользовании земельными участками);
- конфликты в сфере здравоохранения;
- сложности взаимопонимания в образовательном процессе;
- конфликты между руководством и трудовым коллективом, а также внутри трудового коллектива.
Принципы медиации:
- добровольное участие сторон в процессе (согласие всех конфликтующих сторон и медиатора);
- беспристрастность медиатора;
- раскрытие медиатором сущности конфликта (потенциальный конфликт интересов с позиции каждой спорящей стороны);
- наделение конфликтующих сторон осознанием возможности принять самостоятельное решение (информирование о возможных вариантах решений и их последствиях с различных позиций);
- уважительное отношение к личности участвующих в конфликте, их индивидуальности, соблюдение культурных, моральных, этических норм каждого участника конфликта;
- обеспечение личной безопасности участников медиации, информирование и защита от возможных рисков при обсуждении и принятии возможных решений;
- конфиденциальность и защита полученной информации от участников, как при индивидуальном обсуждении вариантов решения, так и в самом процессе медиации;
- ориентация участников медиации на перспективу дальнейшего развития, в будущее в целях разрешения конфликта и сохранения партнерских отношений;
- акцентирование и учет взаимных интересов и потребностей всех участников конфликта (в том числе недееспособных, инвалидов, детей), а не прав отдельных субъектов;
- привилегированность юридической стороны вынесенного решения (в случае принятия медиативного соглашения - оно обязательно для исполнения участниками медиации);
- компетентность и профессионализм медиатора в рассматриваемых вопросах при разрешении конфликтов (наличие у медиатора специальных знаний и умений, связанных с областью рассмотрения конфликтов).
Роль медиатора
Функция медиатора заключается в том, чтобы помочь участникам конфликта рассмотреть и изучить все возможные варианты решения и, если это возможно, то найти то решение, которое удовлетворяет интересы всех сторон, имеющих отношение к конфликту.
В процессе медиации спорящие стороны вырабатывают условия соглашения между собой самостоятельно при содействии медиатора.
Медиатор помогает конфликтующим сторонам принять решение:
- добровольно;
- осознанно;
- не испытывая давления (ни со стороны медиатора, ни со стороны другой стороны в конфликте);
- исключая угрозы с чьей-либо стороны;
- не допуская воздействия и манипуляций.
Медиация в судопроизводстве
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству судья принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, к которой стороны вправе обратиться на любой стадии судебного разбирательства.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применять процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела в суде определяется процессуальным законодательством.
При этом в силу части 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора и с согласия медиатора отложение дела судом допускается на срок проведения процедуры медиации до 180 дней.
Оформление итогов медиации
При достижении соглашения о порядке и условиях разрешения конфликта стороны вправе оформить его в виде мирового соглашения и представить на утверждение суду.
Мировое соглашение может быть заключено только по желанию сторон, следовательно, вопрос о заключении мирового соглашения по результатам проведения процедуры медиации может быть инициирован сторонами по делу.
Стороны с участием медиатора при заключении медиативного соглашения могут выработать и другие, помимо мирового соглашения, решения о совершении дальнейших процессуальных действий, например, во исполнение достигнутых соглашений ответчики могут обратиться в суд с заявлениями о признании иска, истцы - об уменьшении исковых требований либо об отказе от иска.
Расходы на проведение процедуры медиации
Суммы, подлежащие выплате медиатору в случае осуществления деятельности по проведению процедуры медиации на платной основе, не могут быть отнесены к судебным издержкам (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В случае неоплаты медиатору указанных услуг, предусмотренных таким соглашением, расходы на их проведение подлежат взысканию по иску медиатора.
Преимущества использования медиации
Широкое распространение медиации при разрешении гражданско-правовых споров объясняется:
- предсказуемостью результатов переговоров, которые зависят от воли сторон конфликта;
- конфиденциальностью процедуры медиации;
- экономичностью (сокращение времени и средств на урегулирование спора);
- сохранением партнерских отношений участников разрешенного конфликта;
- гибкость и отсутствием формализованности процедуры медиации;
- поливариантностью возможных решений;
- добровольностью исполнения достигнутых соглашений.
Отличие медиации от судебного разбирательства:
- медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора;
- при проведении медиации обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены участниками конфликта индивидуально;
- медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений;
-процедура урегулирования конфликта может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора;
-медиация позволяет участникам спора использовать свои творческие способности для разрешения конфликтной ситуации;
- при разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.
Положительным аспектом медиации является отсутствие при проведении процедуры медиации третьих лиц, заявляющих или не заявляющих самостоятельные требования. Все субъекты, чьи права затронуты спорным правоотношением, могут принимать участие в урегулировании споров посредством медиации как равноправные участники переговорного процесса. При этом медиатор не является субъектом спорного правоотношения и не может быть представителем одной из сторон. Он выступает в качестве посредника, с помощью которого стороны самостоятельно и добровольно принимают решение.
При этом использование медиации позволяет повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.
Право выбора медиатора
В настоящее время в нашей стране в целях проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»).
В процессе поиска медиатора, практикующего в конкретном регионе России, можно использовать любые доступные источники информации, начиная от рекомендаций и заканчивая поисковыми системами и специализированными сайтами в сети Интернет.
Также можно обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.
На территории Республики Татарстан к числу организаций, оказывающих услуги медиации относятся:
- некоммерческое партнерство «Лига медиаторов Поволжья» (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Островского, д. 67; тел.: 8 (843) 245-23-28, е-mail: liga_mediatorov_povolghya@mail.ru, сайт: www.mediators-tatarstan.ru );
- Поволжский центр правового примирения (медиации). ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 42 (корпус 2), тел.: 8 (843) 231-92-90, 231-92-98, 231-92-85);
- АНО «Медиатор Поволжья» (г. Казань, ул. Ямашева, д. 10, офис 220А, тел. 89173933074).
- некоммерческое партнерство "Ваш медиатор" (Республика Татарстан, г. Казань, ул. Техническая, д. 120 "а", e-mail: vashmediator@mail.ru, сайт: http://vashmediator.com )
При этом окончательный выбор медиатора, который будет содействовать сторонам в разрешении конфликта, является безусловным правом участников спора, которые вправе обратиться к медиатору, осуществляющему примирительную деятельность не только на территории Республики Татарстан, но в любом другом субъекте Российской Федерации.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев