Индийский «факир» пришивает татарстанцам оторванные ноги
Сингх Раджеш Кумар работает в Дрожжановской центральной районной больнице. Днем он врач травматолог-ортопед, а в свободное от работы время - добровольный спасатель в местной пожарной дружине. Почему студент-иностранец выбрал на жительство сельский район Татарстана, выясняли корреспонденты «КП».
- А у вас в дружине есть свой настоящий врач, да еще травматолог и к тому же настоящий индус? Нет?! А у нас есть! - победно оглядели притихших коллег эмчеэсовцы из Дрожжановского района.
Выясняли, кто круче, участники республиканского слета-соревнования добровольных пожарных дружин Татарстана - по-доброму, по-соседски. И весомый козырь в хвастливом споре достали из рукава спецробы дрожжановцы, словно фокусники. И не прогадали - челюсти от удивления отпали у бывалых профессиональных спасателей, чиновников и журналистов разом.
- Вы поосторожнее, - довольные от произведенного эффекта коллеги врача-индуса покровительственно подобрали у земли запчасти человеческого скелета. - Хотя наш Радж вам их пришить сможет на раз-два. Он у нас настоящий факир - с того света вытащить может любого раненого. Правда, еще только отрезанные головы пришивать не может. Но ничего - научится, время еще есть.
«ПЕРЕД КАЖДОЙ ОПЕРАЦИЕЙ Я МОЛЮСЬ ТРЕМ БОГАМ»
Знакомьтесь: Сингх Раджеш Кумар. Должность: врач травматолог-ортопед. Работает 39-летний Радж в селе Старое Дрожжаное. От Казани это 213 километров - часа три на машине.
- Э, нет! - категорично заявил Радж, когда мы договаривались о времени встречи. - Лучше не торопиться. Вы ко мне в гости едете, а не на операционный стол.
Центральная районная больница - здание новое и напичкано современной медицинской аппаратурой. Почти как в городе, но не город - райцентр, где проживают чуть более трех тысяч человек. Рядом поликлиника - просторная, светлая. У врача-травматолога Кумара выходной день, который он прервал ради нашей встречи. Но поговорить толком так и не дали. Проведав, что врач на работе, в кабинет то и дело заглядывали пациенты.
- Дочка, а что, травматолог сегодня здесь? - заглянула в кабинет пенсионерка. - Что-то у меня нога огнем горит. Пусть посмотрит.
Пока доктор осматривал пациентку и давал ей советы по лечению - лечь в больницу женщина отказалась категорически, осматриваюсь в кабинете. Шкаф с медицинской литературой, кушетка за занавесью, рукомойник, кресло-каталка. На стенах грамоты и фотографии. Их мало, но зато какие: вот министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин и Радж, вот прежний министр здравоохранения республики, а ныне замминистра финансов России с нашим героем, а рядом Леонид Рошаль. На полочке в шкафу - икона, мусульманская молитва и изображение какого-то индуистского бога.
- Радж, а вы кто по вероисповеданию? - неожиданно меняю тему разговора.
- Ох, какой правильный вопрос! - восхищенно причмокивает языком Радж. - Родом я из Индии, там своя религия. Живу в Татарстане - тут православие и ислам. Всякий раз перед операцией я молюсь. Молюсь всем трем богам, прошу помощи и сохранить жизнь и здоровье пациентам.
БЕЛАЯ ВАТА - ПАДАЕТ И ТАЕТ
- В Россию я приехал в 1992 году, как окончил школу в Индии, - вспоминает смуглый и веселый Радж Кумар. - Всегда мечтал побывать в этой стране, учиться здесь. Родители, врачи-хирурги, с пониманием отнеслись к моей задумке и благословили на учебу.
В Москву индиец прилетел в декабре. Сошел с трапа самолета и обомлел - с неба падает вата. Белая, пушистая, сразу тает на смуглой коже его руки. Спустя пару минут неподготовленный к русским морозам иностранец уже приплясывал, согреваясь, на одной ножке. Русского языка не знает, встречающих нет - так бы и стал Радж одной из жертв лихих 90-х, если бы его за руку не вело само провидение.
- Еще в аэропорту я встретил понимающих людей, - вспоминает Радж. - Они с трудом, но поняли, что мне надо в Чебоксары, в медицинский институт. Помогли купить билет на самолет, устроили на ночлег - рейс утренний, ранний. Затем - Чебоксары, Ульяновск, где я изучал русский язык, снова Чебоксары, затем Донецк - там я проходил ординатуру, и снова Чебоксары. Так я остался в России. У меня сейчас двойное гражданство - российское и индийское. Езжу в гости к сестре и брату, к родителям. А родной дом для меня теперь здесь, в России.
В Дрожжаное Радж попал случайно, восемь лет назад. Его - талантливого хирурга-травматолога переманили в Ульяновск. По дороге туда таксист, везший Раджа, попросил завернуть на минуточку в Дрожжаное. Пока мужчина ходил по своим делам, врач зашел в местную больницу. Тогда она, кстати, не была такая презентабельная, как сейчас, - унылая сельская больница, со старым оборудованием и хорошими врачами. Зашел к главврачу поинтересоваться обстановкой, а через пять минут тот догнал его уже во дворе: «Дорогой, зачем тебе в Ульяновск? Оставайся у нас!»
- Он, наш главврач Ильмас Илялович Шигабутдинов, спустя время мне признался, что решил позвонить в Чебоксары и узнать, что за чудо-юдо тут к нему зашло, - смеется Радж. - А там, в моей больнице, ему сказали, чтоб он хватал меня и никуда не отпускал.
Сейчас Радж и его супруга Алена живут в Дрожжаном. У них двое детей - трехлетняя красавица-дочка Суннита и годовалый сын Тимур. По-русски Радж, кстати, говорит свободно, с небольшим акцентом. А еще понимает по-татарски и по-чувашски.
БОЛЛИВУД ОТДЫХАЕТ!
- Почему я стал добровольцем-спасателем? - Радж пожимает плечами. - Меня с детства учили, что людям надо помогать. Я как врач сталкиваюсь часто с последствиями аварий, несчастными случаями в быту и на производстве. Когда ко мне впервые попала женщина с отрезанной ступней, все говорили: «Всё, инвалид - разве мы ее до Казани довезем, чтобы пришить ногу». А я пришил! Здесь, на этом оборудовании, один. Пациентка, кстати, была на пятом месяце беременности. Так она уже дважды мама! Бегает со своими детьми, танцует.
Руки, ноги, пальцы - Радж пришивает всё, что отрезано. Быстро понял, что шансов на успех операций будет больше, если первую помощь оказывать профессионально на месте. Решил безвозмездно проводить лекции и практические занятия со спасателями-пожарными - это же они оказываются первыми на местах бедствий. А потом и сам втянулся и примерил робу добровольного пожарного. Даже умеет на время облачаться в тяжелый костюм пожарного, подыматься по приставной лестнице и тушить возгорания.
- Радж, Болливуд отдыхает, - смеялся дежурный караул пожарной части № 114, когда по просьбе понаехавших журналистов Радж Кумар демонстрировал свои навыки спасателя. Правда, говорили это с опаской - Радж не злопамятный и посмеяться сам над собой тоже может. Но после практических занятий - лекция по оказанию первой помощи. И проводит ее Радж. А уж там не обессудьте - он за ошибку спросит строго. По секрету начальник пожарной части Василий Битяков признался, что своего добровольца они опасаются порой больше, чемгенералов-министров. Но не в обиду - врач же не за себя старается, за раненых переживает.
«ТЕПЕРЬ МОЙ ДОМ - ТАТАРСТАН»
- Иногда я приезжаю на место автокатастрофы даже быстрее, чем «Скорая» и пожарные, - признается Радж. - Сообщение приходит ко мне, я все бросаю, прыгаю в машину и лечу туда. Сам осматриваю пострадавших, оказываю первую помощь. Если надо - сам отвожу на «Скорой» раненого и в больнице провожу операцию. Уехать? Куда? Зачем? Теперь мой дом - Татарстан. А в России живут и работают лучшие в мире врачи! Если я здесь - значит, я среди лучших.
Такой «комплексный подход» уже спас не одну жизнь. В селе про Раджа говорят - факир! Столичные врачи, слушая про операции Раджа, усмехаются: «Такие сложные вещи и в Москве не все делают, что там сельская больница». Но потом, скорее всего, чтобы щелкнуть по носу завравшегося эскулапа, уточняют у главврача Шигабутдинова: «Этот ваш индус утверждает, что он руки-ноги пришивает, сложнейшие операции в одиночку делает. Что за барон Мюнхгаузен у вас завелся»?
- Никакой не барон, а самый настоящий факир! - уже устал объяснять недоверчивым коллегам Ильмас Илялович. - И руки-ноги пришивает, и посложнее может. Не верите? Приезжайте!
Читайте также http://m.kazan.kp.ru/daily/26444/3315079.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев