Родной край
  • Рус Тат Чув
  • Размышления после праздника в селе Старое Дрожжаное

    Перефразируя классика, еще недавно можно было, не кривя душой говорить, что от села Старое Дрожжаное, что на юге Татарстана, хоть три года скачи, ни до какого аэродрома не доскачешь. Примерно в таких выражениях я начинал свою статью десять лет назад, после того, как в тамошнем райцентре был установлен бюст и...

    Перефразируя классика, еще недавно можно было, не кривя душой говорить, что от села Старое Дрожжаное, что на юге Татарстана, хоть три года скачи, ни до какого аэродрома не доскачешь. Примерно в таких выражениях я начинал свою статью десять лет назад, после того, как в тамошнем райцентре был установлен бюст и открыт музей министру авиационной промышленности СССР Петру Васильевичу Дементьеву, родившемуся здесь, в селе со странноватым названием Убей. Чувство искреннего восхищения энтузиазмом и патриотизмом сельчан, решивших тогда отметить столетний юбилей выдающегося земляка, владело тогда мной, и я в качестве экспоната нового музея подарил свою книгу «Петр Дементьев: преодоление невозможного». На том, собственно, полагал я, и будут закончены труды местных энтузиастов - музей, бюст, присвоение школе имени Дементьева - чего же более, тем более, что московские власти так и не дали разрешения на установку мемориальной доски на доме, где жил дважды Герой Социалистического Труда, кавалер 9 (девяти!) орденов Ленина и множества других П.В. Дементьев.

    Жизнь и дела этого человека достойны подражания и изучения. После окончания сельской школы и училища в Симбирске отправился Петр Дементьев в Москву покорять небо. И покорил! Да еще как! Окончив Военно-воздушную академию им. Жуковского, он очень скоро проявил себя недюжинным организатором, стал директором завода, а в в 32 года был назначен заместителем наркома авиационной промышленности СССР. На его долю выпали все трудности военного времени (помноженные на колоссальную ответственность): он руководил эвакуацией 118 авиационных заводов на восток страны, отвечал за выпуск боевых самолетов для фронта, организовывал переход авиационных заводов на выпуск пассажирских машин после войны. В 1953 году он стал министром авиационной промышленности, и в этом качестве он заслужил и у друзей и у недругов прозвище «Петр великий». Он был в авангарде тех, кто осваивал реактивную и ракетную технику, кто сделал нашу страну великой авиационной державой, не дав усомниться никому, что наш Воздушный флот не уступает никому в мире. Авиапром строил не только самолеты и вертолеты, но и жилые городки для авиаторов, помогал космической отрасли решать многие проблемы.

    Осуществив в предвоенные и военные годы перебазирование основных авиационных заводов из центральной России и Украины на Урал, в Поволжье, на Дальний Восток, Петр Васильевич всеми силами способствовал тому, чтобы восточные заводы были лидерами в освоении новой техники, он называл авиационную промышленность государствообразующей отраслью. И это было совершенной правдой. Самара, Казань, Уфа, Саратов, Омск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре на авиационной карте мира отмечены самыми большими кружками.

    Вот какому человеку открывали памятник в Старом Дрожжаном десять лет назад, за что авиационное сообщество было безмерно благодарно татарским и чувашским патриотам, дорожащим славой родного края. Об этом я рассказал не только на страницах журнала «Самолет», которым в то время я руководил, но и во втором издании уже упоминавшейся книги.

    Каково же было мое удивление, когда в 2015 году на меня вышел представитель теперь уже любимого мною Дрожжановского района Айрат Залялов и сказал, что в районе намерены широко отметить 110-летие своего великого земляка. Куда уж шире в районном масштабе!

    Но что я мог знать о размахе дрожжановцев и их соседей из Чувашии!

    В плане мероприятий, планировавшихся к юбилею П.В. Дементьева было и расширение музея, и воссоздание дома, в котором жила семья учителя местной школы Василия Дементьева, и открытие памятной доски на стене Убеевской школы, и многое другое, и все венчало создание Парка военной техники под открытым небом, который будет носить имя, разумеется, П.В. Дементьева. И желательно, подчеркнул Айрат Залялов, чтобы к этому мероприятию переиздать книгу «Петр Дементьев: преодоление невозможного». На этом настаивает новый Глава района Александр Шадриков, который будет просить Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова принять участие в торжествах. Понятное дело, это было за пределами возможностей, но ведь и замах тоже ценится!

    Реклама

    Активно готовились к юбилею и в соседней Чувашской Республике, которые считают П.В. Дементьева и своим земляком. Именно там, в Чебоксарах в Издательской группе «СВ-Пресс» усилиями его генерального директора Александра Вражкина был в кратчайшие сроки отпечатан новый тираж книги о П.В. Дементьеве.

    Несмотря на сумрачность небес 11 мая, весь Дрожжановский район светился радостными улыбками детей, встречавших гостей района. Мы были в школах в сёлах Убей, Новый Убей, Алёшкин-Саплык, где постигал науку будущий дважды Герой Социалистического Труда. Мы были в музее, в новом Доме детского творчества, где есть и авиамодельный кружок, и автостроительный (багги и карты), и музыкальные классы, и художественная студия, и многое другое.

    Но венцом всего мне показался Парк военной техники под открытым небом, в котором были и самолеты, и вертолеты, бронетранспортеры, пушки времен войны и не только, и даже танк Т-72.

    Мы смотрели и слушали красивые танцы и замечательные песни - казалось, весь район сегодня вышел на улицы. А вечером в обновленном Доме культуры мы слушали ветеранов труда, тех, кто работал когда-то под началом «Петра великого» - это были гости из Москвы и Казани, тех, кто здесь, в Дрожжановском районе, крепил своим трудом мощь державы, и это особо отметил Президент республики Р.Н. Минниханов, который от души поздравил дрожжановцев с тем, что они подарили республике новый праздник.

    Нам есть чем гордиться, сказал в своем выступлении первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области А.С. Тюрин. Во времена Дементьева каждый четвертый самолет, взлетавший в мире в небо, был произведен в Советском Союзе.Теперь же в нашем родном небе иностранные самолеты. Во времена Дементьева нам было труднее, но мы выстояли. И дело не только в том, что самолеты наши сейчас производятся в мизерном количестве - дело в том, что тогда 2,5 миллиона человек имели высокооплачиваемую, квалифицированную работу, и это нельзя забывать.

    От села Дрожжаное, действительно, не близко до больших аэропортов и аэродромов, но хочется верить, что ходят сейчас в школу его имени мальчики и девочки, которым под силу будет совершить такое, от чего вся страна придет в восторг. А почему нет? Ведь у Петра Васильевича Дементьева был девиз: «Требуй от жизни невозможного и получишь максимум».

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: