Родной край

Дрожжановский район

16+

Рус

Тат Чув
2024 - год Семьи
Общество

Прокурор разъясняет

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности жилища Согласно Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании вынесенного в соответствии с ним судебного решения. Под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в...

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности жилища

Согласно Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании вынесенного в соответствии с ним судебного решения.

Под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания.

Это могут быть индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице или общежитии, дача, садовый домик, сборный домик, бытовка или иное временное сооружение, специально приспособленное и используемое в качестве жилья на строительстве железных дорог, линий электропередач и других сооружений в изыскательских партиях, на охотничьих промыслах и т.п.

К жилищу не относятся надворные постройки, погреба, амбары, гаражи и другие помещения, отделенные от жилых построек и не используемые для проживания людей. К жилищу, даже временному, не может быть отнесено купе поезда, каюта теплохода, поскольку поезд и теплоход являются транспортными средствами.

Правом на неприкосновенность жилища обладают как лица, наделенные правом пользования или правом собственности на занимаемое жилое помещение в качестве места жительства либо места пребывания, которое подтверждено правоустанавливающими документами (договоры аренды, найма, субаренды, поднайма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.).

Способ преступного проникновения в жилище значения не имеет. Он может быть открытым или тайным, совершенным в присутствии проживающих там лиц или других людей, так и в их отсутствие, включать как непосредственное проникновение человека в жилище, так и контролирование жилища изнутри с помощью специальных технических средств.

Нарушение неприкосновенности жилища хотя и против воли проживающего в нём лица, но основанное на положениях Федерального закона РФ от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», нормах УПК РФ, Федерального закона РФ от 12.08.1995 №144 - ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и других федеральных законов, не образует рассматриваемого состава преступления.

Так, в соответствии со ст. 15 Закона о полиции, не образует нарушения неприкосновенности жилища использование права проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также: 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления; 4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Не является нарушением неприкосновенности жилища проведение оперативно-розыскных мероприятий, сопряженное с вхождением в него с согласия хотя бы одного из проживающих в нем лиц либо в их отсутствие, но с разрешения и в присутствии администрации гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, другого подобного учреждения, если такие мероприятия не связаны с отысканием, осмотром вещей, имущества, принадлежащего лицам, постоянно или временно в них проживающих, и при условии, если вхождение в помещение в их отсутствие представителей администрации предусмотрено правилами пребывания (проживания, внутреннего распорядка) или условиями договора (уборка помещения, ремонт сантехнического оборудования и др.).

О порядке обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждане распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон).

В соответствии с ч. 6 ст. 11.2 Закона жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений, - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

В соответствии с ч. 3 ст. 11.2 Закона порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 утверждены Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Названный Федеральный закон в ч. 10 ст. 11.2 предусматривает, что его положения, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяется на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С учетом изложенных требований законодательства решением Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2013 № АКПИ13-211 признаны недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу п.п. 138, 139 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.08.2011 № 395, устанавливающие соответственно срок рассмотрения письменного обращения заявителей до тридцати дней с момента регистрации такого обращения и возможность продления срока рассмотрения обращения на тридцать дней.

Изменение порядка рассмотрения обращений граждан

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в той мере, в какой они - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, - препятствуют распространению положений данного Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта Российской Федерации положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

В соответствии с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации с 19.05.2013 вступил в действие Федеральный закон от 07.05.2013 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно внесенным изменениям порядок рассмотрения обращений граждан распространяется не только на государственные органы и органы местного самоуправления, но и на государственные и муниципальные учреждениями, иные организациями и их должностных лиц, осуществляющих публично значимые функции.

Кроме того, указанные органы, организации и их должностные лица должны в установленном порядке рассматривать обращения не только граждан, но также и их объединений, в том числе юридических лиц.

За нарушение установленного порядка рассмотрения обращений виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Ответственность за разбой

Разбой это вид преступления, предусмотренный ст. 162 УК РФ, характеризуется как нападение с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Само нападение (чаще всего) может быть совершено внезапно для потерпевшего и быть им ожидаемым, открыто или скрытно.

В качестве потерпевшего от данного преступления может быть как собственник или владелец имущества или ценностей, лицо, осуществляющее управление или хранение имуществом или его охрану, так и просто посторонние лица, пытавшиеся воспрепятствовать хищению имущества, или те, кто, по мнению виновного, могли этому воспрепятствовать.

Разбой выражается в открытом или тайном нападении на потерпевшего (нападение из засады, на спящего и т.д.), совершенном с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Под насилием, опасным для жизни и здоровья, следует понимать причинение здоровью потерпевшего тяжкого вреда, или вреда средней тяжести, или легкого вреда, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а также насилие, которое причинило потерпевшему легкий вред без расстройства здоровья либо вообще не причинило вреда, однако в момент причинения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего.

Угроза немедленного применения насилия, опасного для жизни или здоровья, в целях завладения чужим имуществом является средством психического насилия. Оно может выражаться в словах, жестах, демонстрации оружия или иных предметов, применение которых может быть опасным для жизни или здоровья потерпевшего.

В тех случаях, когда завладение имуществом соединено с угрозой применения насилия, носившей неопределенный характер, вопрос о признании в действиях лица грабежа или разбоя необходимо решать с учетом всех обстоятельств дела: места и времени совершения преступления, числа нападавших, характера предметов, которыми они угрожали потерпевшему, субъективного восприятия угрозы, совершения каких-либо конкретных демонстративных действий, свидетельствовавших о намерении нападавших применить физическое насилие, и т.п. Субъектом разбоя является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Разбой признается совершенным: группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия (ч. 2); с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище, или в крупном размере (ч. 3); организованной группой, в особо крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 4). Максимально предусмотренное наказание за разбой составляет 15 лет лишение свободы.

Свидетели в уголовном судопроизводстве

Согласно требованиям ст. 56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

Законные интересы свидетеля касаются только тех сфер жизни, которые регулируются правом. На основе законных интересов свидетеля реализуются предусмотренные уголовно-процессуальным законом его права и обязанности.

В соответствии с конституционно-правовым смыслом части 3 ст. 56 УПК РФ, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. № 44-О, свидетель вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний. Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном ст. ст. 187 - 191 УПК РФ.

Согласно п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ свидетель вправе являться на допрос с адвокатом в соответствии с ч. 5 ст. 189 УПК РФ. Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 УПК РФ. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).

Не может быть допрошен в качестве свидетеля священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди (п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ). В уголовно-процессуальном законе не дается определение исповеди, о содержании которой не позволено допрашивать священнослужителя. Исповедь - это обряд покаяния в грехах перед священником и получение от него отпущения грехов, откровенное признание в чем-либо, откровенное и чистосердечное изложение чего-либо. Под исповедью можно понимать форму реализации права на свободу вероисповедания, при которой личность, соблюдая установленный ритуал, доверяет священнослужителю сведения о своей личной жизни, рассчитывая при этом на оценку священнослужителем этих сведений с точки зрения их соответствия требованиям веры, божественному идеалу, нормам права, социальным нормам.

Статья 49 Закона «О средствах массовой информации» обязывает журналиста сохранять конфиденциальность источника опубликованной информации, тогда как УПК РФ не препятствует допросу журналиста на предмет сведений о лице, согласившимся сотрудничать со средством массовой информации с условием сохранения в тайне данных о его личности. Данное обстоятельство дает основание для постановки вопроса о внесении в УПК РФ дополнений в целях регламентации условий и порядка раскрытия журналистской тайны в ходе производства по уголовному делу. В частности, ст. 56 УПК РФ может предусматривать запрет допроса свидетеля - журналиста об источнике информации, предоставленной на конфиденциальной основе.

Следует учитывать, что п. 5 ч. 4 ст. 56 и ст. 119 УПК РФ с учетом их нормативной взаимосвязи предполагают наличие у свидетеля, равно как и у всех лиц, законные интересы которых затрагиваются в ходе уголовного судопроизводства, права заявлять ходатайства о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений, в том числе о возврате до вступления в законную силу приговора суда имущества, признанного вещественным доказательством по уголовному делу, подверженного быстрому моральному старению.

Свидетель вправе ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Часть 9 ст. 166 УПК РФ предусматривает, что при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Охрана и защита прав свидетелей в уголовном судопроизводстве составляют единую систему норм, позволяющих эффективно соблюдать их права и интересы, а также интересы членов семьи и близких им лиц. Меры охраны свидетеля устанавливают положения, нарушение которых включает правовой механизм защиты, т.е. начало конкретных мероприятий, связанных с сохранением и восстановлением нарушенных прав, а также наказанием лиц, совершивших в отношении свидетеля противоправные действия. Данный порядок, имея позитивное значение в целом для правового статуса личности в уголовном судопроизводстве, в то же время содействует процессу доказывания обстоятельств по уголовному делу, обеспечивая возможность выявления и проведения необходимых следственных действий со всеми свидетелями в законном порядке.

Свидетель во многом является добровольным участником уголовного процесса. Согласно требованиям ч. 5 ст. 56 УПК РФ свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 179 УПК РФ. Так, для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование свидетеля без его согласия в случаях, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено и до возбуждения уголовного дела, т.е. до того момента, когда гражданин будет допрошен по обстоятельствам, имеющим значение для уголовного дела, т.е. станет свидетелем по делу, ему будут разъяснены его процессуальные права и обязанности.

Характеристика процессуального положения свидетеля как участника уголовного судопроизводства должна охватывать не только совокупность его прав и обязанностей, но и те правовые средства, которые обеспечивают их реализацию, в том числе меры, направленные на обеспечение безопасности свидетеля, а также меры ответственности за неисполнение им своих обязанностей. Так, свидетель не вправе: уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд; давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний. В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу. Следует напомнить, что за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель предупреждается и несет ответственность в соответствии со ст. ст. 307 и 308 УК РФ.

Новое об уголовной ответственности за распространение наркотиков

В соответствие с Федеральным законом от 01.03.2012 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменилась редакция ст. 228.1 Уголовного кодекса РФ - Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее - вещества).

В ранее действовавшей редакции было только 3 части, в новой их стало 5. Так, ранее действовавшая редакция не предусматривала способ и место реализации наркотических веществ. В новой редакции реализация веществ в ряде объектов (следственный изолятор, образовательные учреждения, места досуга и т.д.), с использованием средств массовой информации, электронных сетей (включая Интернет) влечет квалификацию деяния по ч. 2 данной статьи и соответственно более высокий уровень ответственности.

Также новая редакция предусматривает три градации по размеру вещества: значительный, крупный, особо крупный, ранее было только два последних.

В новой редакции данной статьи отмечается существенное изменение нижних пределов санкции этой статьи.

Так, если ранее при реализации вещества: нижний предел санкции в крупном размере был от пяти до двенадцати лет, стало от десяти до двадцати лет; в особо крупном размере было от восьми до двадцати, стало от пятнадцати до двадцати лет.

Факты из имеющейся применительной практики рассматриваемой статьи Уголовного кодекса РФ свидетельствуют о явном непонимании гражданами, прежде всего молодыми лицами, о тяжести ответственности за все незаконные действия, связанные с оборотом вышеуказанных веществ.

Имеет место быть не только не понимания вреда, приносимого употреблением этих веществ своему здоровью, но и непонимание, что уже несколько таблеток, 0,5 грамма (в зависимости от типа вещества) могут составить крупный размер и соответствующее этому наказание.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждён Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (ред. от 23.11.2012) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ».

Уголовная ответственность за угон автомобиля или иного транспортного средства Угон - это неправомерное завладение чужим автомобилем или иным транспортным средством без намерения его присвоить целиком или по частям, а равно самовольная поездка на нем. Угон может быть осуществлен как с помощью установленного на транспортном средстве двигателя, так и без запуска такового (откат вручную, буксировка, эвакуация).

Под транспортным средством понимается автомобиль, а равно иные механические транспортные средства (трамваи, троллейбусы, трактора, мотоциклы, различные самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки и т.п.).

Не являются предметом преступного посягательства мопеды, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п.

За угон воздушного судна или водного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава уголовная ответственность законодательством предусмотрена отдельно.

Завладение транспортным средством осуществляется против воли собственника или владельца. Если же виновный, угоняя транспортное средство, действует с целью хищения хотя бы отдельных агрегатов, узлов и деталей транспортного средства (например, для разукомплектования автомобиля и последующей продажи запчастей), то уголовная ответственность наступает для него как за хищение чужого имущества.

Кроме того, если виновное лицо совершило угон транспортного средства и похитило имущество, находившееся внутри машины, то данное лицо понесет уголовную ответственность за угон - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, а также за кражу чужого имущества.

Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения понимается также совершение поездки под управлением владельца или собственника транспортного средства в результате применения к нему насилия или угрозы применения насилия, поскольку в этом случае указанное лицо лишается возможности распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению.

Расстояние, на которое удалено транспортное средство от места стоянки, для квалификации преступления значения не имеет.

За совершение указанного преступления к уголовной ответственности могут привлекаться лица, достигшие возраста 14 лет.

О выдаче и замене паспорта

С 17 июня 2013 года вступает силу приказ ФМС России от 30.11.2012 № 391 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28532) Регламентом определяются состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФМС России при выполнении данной функции. В новом регламенте, в частности, уточнены требования к фотографиям, предоставляемым для получения паспорта. Теперь для паспорта не принимаются фотографии лиц в форменной одежде. Определено, что овал лица должен занимать 70 - 80 процентов от размера фотографии.

Утверждены также новые формы документов, используемых в процессе выдачи паспорта. В частности, заявление о выдаче (замене) паспорта теперь содержит графу "дата принятия документов". Обновлена также форма заключения по проверке заявления гражданина об утрате паспорта.

В приложении к регламенту приведены сведения об официальных сайтах территориальных органов, их телефонных номерах, почтовых адресах и адресах электронной почты ФМС России. В частности, УФМС Росси по Республике Татарстан: 420012, г. Казань, ул. Чехова, д.8/2, телефоны - 8(843) 231-12-12 и 8(843) 231-12-52; адрес электронной почты - ufms@tatar.ru http://www.ufms. tatarstan.ru. Приказ ФМС России от 07.12.2009 № 339, которым был установлен ранее действовавший порядок выдачи паспортов, утратил силу.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев