Полисы ОСАГО заменят из бумажного вида в электронный
Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину совместно с МВД провести два изменения в системе ОСАГО - законодательно оформить отмену обязанности водителя возить с собой распечатку ранее купленного электронного полиса и проработать вопрос полного перевода договоров ОСАГО в электронный вид. На исполнение первого поручения отведен месяц, для второго сроки не указаны.
Представитель господина Шувалова подтвердил «Ъ», что поручения даны, и заявил, что «нововведения помогут облегчить жизнь водителям и уменьшить количество документов, которые необходимо возить с собой». «Мы переходим на электронные услуги для граждан, и странно продолжать требовать от водителей бумажного подтверждения одной из них», - объяснил он «Ъ».
Страховщики с 1 октября только потратились на новые бумажные полисы с усиленной защитой, их цвет поменялся с зеленого на розовый и мошенники не успели еще достоверно их подделать, гордятся на рынке. Причина замены бланков - борьба с мошенничеством: рынок подделок составлял, по разным оценкам, от 1 млн до 3 млн из 40 млн полисов. С 1 января 2017 года страховщики обязаны продавать и электронные полисы ОСАГО. По оценке президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, на электронные полисы приходится 10% всех продаж, с 1 января по 31 марта заключено 760 тыс. договоров ОСАГО в электронном виде.
Сами страховщики жалуются, что электронные продажи популярны в убыточных для ОСАГО регионах. Лидируют по продажам е-ОСАГО Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская области, где максимальна и доля судебных выплат «автоюристам». Впрочем, популярность е-ОСАГО в таких регионах вызвана как раз дефицитом бумажных полисов.
«Отказ от бумажной версии ОСАГО потребует изменения Гражданского кодекса, - говорит замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.- По ГК отношения страховщика и клиента оформляются письменно».
Глава РСА уверяет, что для многих категорий водителей бумажный полис и психологически предпочтительнее.
«С другой стороны, мы видим опыт Армении, где все полисы исключительно электронные, для относительно небольшой территории это, безусловно, благо. Для более обширной - это тема детальной проработки, в том числе и увязанная с возможностью проверки наличия полиса через камеры фиксации нарушений», - считает Игорь Юргенс. Кроме того, около 300 тыс. агентов, работающих на рынке ОСАГО, могут остаться не у дел, а страховщики - лишиться кросс-продаж.
В компаниях более категоричны в оценке идеи правительства. «Отказ от бумажных полисов ОСАГО повысит риск мошенничества, - опасается замглавы "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов.- В е-ОСАГО оно уже приобретает угрожающие масштабы. Конечные потери автовладельцев от этого станут известны в момент урегулирования убытков - когда страховщик откажется платить по мошенническому полису». «Ставить эксперименты на тяжелобольном сегменте ОСАГО - это риск добить его окончательно», - категоричен господин Иванов.
Глава «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров говорит, что идея правительства в принципе «позитивная», вопрос только в верификации - и тех, кто продает полисы, и тех, кто их покупает.
«Мошенничество - ключевая тема в отказе от бумаги в ОСАГО, - говорит он, добавляя: - Кроме того, следует настроить систему контроля таким образом, чтобы у автомобилиста не возникло трудностей при проверке электронного полиса».
Отмена бумажной версии ОСАГО означает, что инспекторы ДПС будут проверять страховки по базе данных. В Москве и Московской области почти все инспекторы уже используют специальные планшеты, но в регионах оснащение ДПС гораздо хуже. «А водителя это совершенно не должно волновать, - говорит президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.- Если инспектор не может проверить - пусть отпускает». По его словам, в РФ постепенно сокращается список документов, необходимых водителям: «в 2012 году убрали доверенность, теперь очередь пришла и за ОСАГО».
Как рассказывает аналитик агентства Content Review Сергей Половников, несколько лет назад государство обязало сотовых операторов «большой тройки» обеспечить связью федеральные дороги, и это было сделано. Но на региональных дорогах ситуация гораздо хуже - есть зоны, где связи нет вообще, особенно за Уралом. «Можно было бы обеспечить патрули офлайн-версией базы данных, которая бы актуализировалась бы при доступе в интернет. Но водители все равно будут возить с собой бумажную распечатку полиса "на всякий случай" - как пассажиры возят распечатки электронных билетов на самолет», - говорит он.
Татьяна Гришина, Иван Буранов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев